Этнокультурное образование
Концепция развития этнокультурного образования в Республике Коми на 2016-2021 годы
Этнокультурное образование дошкольников
Основные цели образования в современной России видятся в обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры; формировании у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитии культуры межэтнических отношений.
Одной из тенденций развития современного образовательного процесса стала его этнокультурная направленность. Этнокультурное образование предполагает приобщение дошкольников к этнической культуре в дошкольных учреждениях, на основе образовательных программ при взаимодействии с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации.
Освоение этнокультурного опыта способствует осознанию того, что родная культура является одной из форм культурного многообразия мира. В настоящее время идеи этнокультурного образования достаточно широко внедрены в практику дошкольных учреждений.
Учитывая специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, обеспечивая реализацию коми регионального компонента, исходя из опыта и квалификации педагогов ДОУ, в нашем дошкольном учреждении этнокультурное образование детей дошкольного возраста выступает как система воспитания и обучения.
Реализация регионального компонента осуществляется в рамках:
- непосредственно образовательной деятельности «Обучение коми языку»;
- организации непосредственно образовательной деятельности и совместной и самостоятельной деятельности в режимных моментах с элементами регионального компонента;
- проектной деятельности;
- организации взаимодействия всех специалистов ДОУ;
- организации взаимодействия с родителями воспитанников;
- организации взаимодействия с социумом;
- смотрах-конкурсах, выставках, фестивалях;
- организации праздников и досугов.
Обучение коми языку.
Ярким показателем национального своеобразия культуры каждого народа является родной язык. Республика Коми выбрала в качестве нормы общения двуязычие – это значит, что и коми, и русский языки должны быть развиты у всего населения. Раннее обучение коми языку отвечает потребности, идущей от взрослых, ответственных за образование подрастающего поколения. Поэтому в ДОУ реализуется кружковая работа по обучению коми языку в подготовительной группе 1 раз в неделю. В ходе усвоения второго языка дети проходят подготовку к дальнейшему изучению коми языка в школе.
Основной целью обучения коми языку является развитие языковых способностей, ознакомление с коми языком, как средством общения и культуры коми народа.
Задачи:
1. Вызвать у детей интерес к коми языку, желание изучать его.
2. Научить детей понимать коми язык.
3. Накопить у детей определённый запас коми слов, понимать их при слушании и произносить.
4. Привить детям некоторые навыки ведения беседы на коми языке.
5. Использовать литературный и фольклорный материал на языке коми (стихи, загадки, потешки, скороговорки).
6. Приобщать родителей к совместным мероприятиям для обеспечения тесного контакта по изучению детьми коми языка.
Приобщение воспитанников к ценностям национальной культуры.
Основным принципом государственной политики в сфере образования является защита и развитие национальных языков и культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Поэтому этнокультурная направленность образования в ДОУ является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение воспитанников к ценностям культуры коми народа.
В ходе совместной образовательной и самостоятельной деятельности в течение дня при знакомстве с произведениями устного народного творчества, с национальной музыкой, с декоративно-прикладным искусством дети осваивают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит коми народ, где живёт, что его окружает. Шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности дошкольникам помогает программа развития и воспитания в дошкольном образовательном учреждении РК «Парма» под общей редакцией Белых С.С., Потолицыной Н.Б., Штекляйн Н.Б.
Сформированные представления о коми народной культуре дошкольники применяют в различных видах деятельности в повседневной жизни – игровой, изобразительной, трудовой, в устной речи.
В игровой деятельности через словесные, подвижные, дидактические игры дети отражают характер взаимоотношений коми человека с миром людей и природы.
В изобразительной деятельности (рисунок, аппликация) дети с помощью цвета и формы передают особенности предметов быта, их назначения, например, украшают одежду элементами коми орнамента.
В творческо-художественной деятельности (составление рассказов, заучивание стихов, песен, пословиц, инсценирование сказок) дети в устной форме передают отличительные черты того или иного персонажа.
Приобщение детей к национальной культуре в нашем детском саду проходит через игру на ударно-шумовых народных инструментах в условиях работы с ансамблем «Ложкари»,
через организацию праздников, посиделок, развлечений, спектаклей с этнокультурным направлением.
Приобщение дошкольников к коми национальной культуре на основе музейной педагогики.
Цель: развивать интерес к природе родного края, коми национальной культуре средствами музейной педагогики.
Задачи:
- Познакомить детей с элементами материальной культуры (жилище, предметы быта, орудия труда, одежда, обувь).
- Прививать интерес дошкольников к культуре коми народа через обычаи, праздники, народное творчество.
- Воспитывать творческую личность дошкольников, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.
Музей, музейная среда на подлинном материале раскрывают перед дошкольниками историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих их в повседневной жизни и дают возможность изучить родную культуру, её традиции и обычаи.
Одной из ведущих форм музейной педагогики являются экскурсии.
Неоценимую помощь в проведении данной работы оказывают экскурсии в Национальный музей (отделы природы, истории, этнографии), Национальную галерею, литературно-мемориальный музей имени И.А. Куратова, дом-музей имени И.П. Морозова.
Сотрудники ГРУ «Национальный музей Республики Коми» приезжают в детский сад для проведения тематических занятий, познавательных бесед.
В дошкольном учреждении создан и функционирует этнографический мини-музей «Коми изба», в котором проводятся тематические занятия, экскурсии, беседы с дошкольниками. На занятиях в мини-музее дети обследуют предметы руками, примеряют на себе одежду, обувь. Это усиливает эмоциональные чувства, учит бережному отношению к старинным вещам.
Наши достижения.
Педагоги и воспитанники МБДОУ «Детский сад № 21» ежегодно участвуют в национальных конкурсах на уровне муниципалитета, являются лауреатами и дипломантами фестивалей на уровне Республики Коми.
Экскурсии по городу Сыктывкару
Авторы: Вежнина Л.Н. - старший воспитатель,
Хотемова О.Н. воспитатель высшей квалификационной категории