Размер шрифта:AAЦвет:ЦЦЦЦЦНастройки:Обычная версия сайта
Настройки шрифта:
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Закрыть панель
Главная \ Этнокультурное образование

Этнокультурное образование

Концепция  развития  этнокультурного образования в Республике Коми на 2016-2021 годы

Этнокультурное образование дошкольников

Основные цели образования в современной России видятся в обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры; формировании у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитии культуры межэтнических отношений.

Одной из тенденций развития современного образовательного процесса стала его этнокультурная направленность. Этнокультурное образование предполагает приобщение дошкольников к этнической культуре  в дошкольных учреждениях, на основе образовательных программ при взаимодействии с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации.

Освоение этнокультурного опыта способствует осознанию того, что родная культура является одной из форм культурного многообразия мира. В настоящее время идеи этнокультурного образования достаточно широко внедрены в практику дошкольных учреждений.

Учитывая специфику национально-культурных, демографических, климатических условий,  обеспечивая реализацию коми регионального компонента, исходя из опыта и квалификации педагогов ДОУ, в нашем дошкольном учреждении этнокультурное образование детей дошкольного возраста выступает как система воспитания и обучения.

Реализация регионального компонента осуществляется в рамках:

  • непосредственно образовательной деятельности «Обучение коми языку»;
  • организации непосредственно образовательной деятельности и совместной и самостоятельной деятельности в режимных моментах с элементами регионального компонента;
  • проектной деятельности;
  • организации взаимодействия всех специалистов ДОУ;
  • организации взаимодействия с родителями воспитанников;
  • организации взаимодействия с социумом;
  • смотрах-конкурсах, выставках, фестивалях;
  • организации праздников и досугов.

Обучение коми языку.

Ярким показателем национального своеобразия культуры каждого народа является родной язык. Республика Коми выбрала в качестве нормы общения двуязычие – это значит, что и коми, и русский языки должны быть развиты у всего населения.  Раннее обучение коми языку отвечает потребности, идущей от взрослых, ответственных за образование подрастающего поколения. Поэтому в ДОУ реализуется кружковая работа по обучению коми языку в подготовительной группе 1 раз в неделю. В ходе усвоения второго языка дети проходят подготовку к дальнейшему изучению коми языка в школе.

Основной целью обучения коми языку является развитие языковых способностей, ознакомление с коми языком, как средством общения и культуры коми народа.

   Задачи:

1.  Вызвать у детей интерес к коми языку, желание изучать его.

2.  Научить детей понимать коми язык.

3.  Накопить у детей определённый запас коми слов, понимать их при слушании и произносить.

4.  Привить детям некоторые навыки ведения беседы на коми языке.

5.  Использовать литературный и фольклорный материал на языке коми (стихи, загадки, потешки, скороговорки).

6.  Приобщать родителей к совместным мероприятиям для обеспечения тесного контакта по изучению детьми коми языка.

1 о.н
SDC11301 1

Приобщение воспитанников к ценностям национальной культуры.

Основным принципом государственной политики в сфере образования является защита и развитие национальных языков и культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Поэтому этнокультурная  направленность  образования в ДОУ является неотъемлемой частью  образовательной деятельности, обеспечивающей  приобщение воспитанников к ценностям  культуры коми народа.

В ходе совместной образовательной и самостоятельной деятельности в течение дня при знакомстве с произведениями устного народного творчества, с национальной музыкой, с декоративно-прикладным искусством дети осваивают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит коми народ, где живёт, что его окружает. Шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности дошкольникам помогает программа развития и воспитания в дошкольном образовательном учреждении РК  «Парма»  под общей редакцией Белых С.С., Потолицыной Н.Б., Штекляйн Н.Б.

DSC00733 а.в
DSC__0779

Сформированные представления о коми народной культуре дошкольники применяют в различных видах деятельности в повседневной жизни – игровой, изобразительной, трудовой, в устной речи.

В игровой деятельности через словесные, подвижные, дидактические игры дети отражают характер взаимоотношений коми человека с миром людей и природы.

2 апнгореа 2

В изобразительной деятельности (рисунок, аппликация) дети с помощью цвета и формы передают особенности предметов быта, их назначения, например, украшают одежду элементами коми орнамента.

р р1 р2

В творческо-художественной деятельности (составление рассказов, заучивание стихов, песен, пословиц, инсценирование сказок) дети в устной форме передают отличительные черты того или иного персонажа.

вап п

Приобщение детей к национальной культуре  в нашем детском саду проходит через игру на ударно-шумовых народных инструментах в условиях работы с ансамблем «Ложкари»,

ST831226 DSCF0321

через организацию праздников, посиделок, развлечений, спектаклей с этнокультурным направлением.

DSC_0604 DSC_0620
DSC_0618 DSC_0679

Приобщение дошкольников к коми национальной культуре на основе музейной педагогики.

Цель: развивать интерес к природе родного края, коми национальной культуре средствами музейной педагогики.

Задачи:

  • Познакомить детей с элементами материальной культуры (жилище, предметы быта, орудия труда, одежда, обувь).
  • Прививать интерес дошкольников к культуре коми народа через обычаи, праздники, народное творчество.
  • Воспитывать творческую личность дошкольников, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.

Музей, музейная среда на подлинном материале раскрывают перед дошкольниками историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих их в повседневной жизни и дают возможность изучить родную культуру, её традиции и обычаи.      

Одной из ведущих форм музейной педагогики являются экскурсии.

Неоценимую помощь в проведении данной работы оказывают экскурсии в Национальный музей (отделы природы, истории, этнографии), Национальную галерею, литературно-мемориальный музей имени И.А. Куратова, дом-музей имени И.П. Морозова.

м м1
векары пкаука

Сотрудники ГРУ «Национальный музей Республики Коми» приезжают в детский сад для проведения тематических занятий, познавательных бесед.

вацык м4
прыва вацык

В дошкольном учреждении  создан и  функционирует этнографический мини-музей «Коми изба», в котором проводятся тематические занятия, экскурсии, беседы с дошкольниками. На занятиях в мини-музее дети обследуют предметы руками, примеряют на себе одежду, обувь. Это   усиливает эмоциональные чувства, учит бережному отношению к старинным вещам.

м6
м7 ываф

Наши достижения.

Педагоги и воспитанники МБДОУ «Детский сад № 21» ежегодно участвуют в национальных конкурсах на уровне муниципалитета, являются лауреатами и дипломантами фестивалей на уровне Республики Коми.

3 5555
5555 9
12 14

Экскурсии по городу Сыктывкару

17 10

 Проект

Приложение 1

Приобщение дошкольников к коми национальной культуре

Авторы: Вежнина Л.Н. - старший воспитатель,
Хотемова О.Н. воспитатель высшей квалификационной категории

Загрузка...